Дети учатся сами, наблюдая и экспериментируя. Они также учатся на том, что им говорят другие люди, особенно взрослые и авторитетные лица, такие как их родители и учителя. Когда дети узнают что-то неожиданное, они ищут дополнительную информацию, задавая вопросы или проверяя утверждения. Предыдущие исследования показывают, что способность детей исследовать неожиданные утверждения взрослых зависит от возраста: дети старше шести лет более склонны искать дополнительную информацию, чем четырех- и пятилетние. Тем не менее, существует ограниченное количество исследований о том, почему дети ищут информацию в ответ на то, что взрослые говорят что-то неожиданное. Новое исследование, опубликованное в журнале Child DevelopmentИсследователи из Университета Торонто и Гарвардского университета пытаются ответить на этот вопрос.
Исследования показывают, что с возрастом дети начинают более скептически относиться к тому, что им говорят взрослые. Это объясняет, почему дети старшего возраста с большей вероятностью пытаются проверить утверждения и более целенаправленно исследуют объекты».
Саманта Коттрелл, старший лаборант, Лаборатория обучения и развития детей (Child), Университет Торонто
В рамках двух предварительно зарегистрированных исследований исследователи решили выяснить, исследуют ли дети удивительные заявления и почему.
В первом исследовании, которое проводилось лично в период с сентября 2019 года по март 2020 года, 109 детей в возрасте от четырех до шести лет были набраны из района Большого Торонто, Канада. Из-за пандемии Covid-19 лаборатория была закрыта для личного тестирования в марте 2020 года, что привело к меньшему количеству тестов, чем первоначально планировалось. Родители 108 из 109 детей сообщили об этнической принадлежности своего ребенка: 49% описали своего ребенка как белого, 21% смешанной этнической принадлежности или расы и 19% выходцев из Юго-Восточной Азии. Почти все родители ответили на вопросы о своем образовании: у 18% детей родители не учились в университете, у 34% один из родителей учился в университете и у 48% двое родителей учились в университете.
Детям предъявлялись три знакомых предмета: камень, кусок губчатого материала и мешковина. Экспериментатор начал с того, что спросил детей: «Как вы думаете, твердый или мягкий этот камень?» Все дети заявили, что камень был твердым. Затем детям случайным образом поручали сказать что-то, что противоречило их представлениям о мире («На самом деле, этот камень мягкий, а не твердый») или что-то, что подтверждало их интуицию («Верно, этот камень твердый»).
После этих утверждений всех детей снова спросили: «Как вы думаете, твердый или мягкий этот камень?» Почти все дети, которые слышали утверждения, соответствующие их убеждениям, продолжали делать то же суждение, что и раньше: камень был твердым. Напротив, немногие из детей, которым сказали, что камень мягкий, продолжали делать то же суждение, что и раньше. Затем экспериментатор сказал детям, что они должны выйти из комнаты, чтобы позвонить по телефону, и оставил детей исследовать объект самостоятельно. Поведение детей записывалось на видео. Исследование показало, что большинство детей независимо от возраста занимаются проверкой неожиданных утверждений. Авторы предположили, что ранее сообщавшиеся возрастные различия в изучении детьми неожиданных заявлений могут отражать развитие детских способность использовать исследования для проверки более сложных утверждений. Возможно также, что с возрастом мотивация детей к исследованию меняется: младшие дети исследуют, потому что верят в то, что им сказали, и хотят увидеть удивительное событие, а старшие дети исследуют, потому что им интересно.скептически относятся к тому, что им сказали.
Во втором исследовании, которое проводилось в период с сентября по декабрь 2020 г., были набраны 154 ребенка в возрасте от 4 до 7 лет из того же района, что и в первом исследовании. Родители 132 из 154 детей сообщили о своей этнической принадлежности как 50% белых, 20% представителей смешанной этнической или расовой принадлежности и 17% выходцев из Юго-Восточной Азии. Почти все родители ответили на вопросы о своем образовании: у 20% детей родители не учились в университете, у 35% один из родителей учился в университете, а у 45% двое родителей учились в университете.
В Zoom (из-за ограничений Covid-19) экспериментатор поделился своим экраном и представил каждому участвующему ребенку восемь виньеток. Для каждой виньетки детям сообщали, что взрослый сделал неожиданное утверждение (например, «Камень мягкий» или «Губка тверже камня»), и спрашивали, что должен сделать другой ребенок в ответ на это утверждение и почему. они должны это сделать. Результаты показывают, что дети старшего возраста (шести и семи лет) чаще, чем дети младшего возраста, предлагали стратегию исследования, адаптированную к услышанному ими утверждению (то есть касание камня в первом примере, но прикосновение к камню игубка во втором примере). Результаты также показывают, что с возрастом дети все чаще оправдывают исследование как средство проверки неожиданного заявления взрослого. Эти данные свидетельствуют о том, что по мере взросления дети, даже когда они с равной вероятностью участвуют в исследовании удивительных утверждений, лучше осознают свои сомнения по поводу того, что им говорят взрослые, и в результате их исследование становится более преднамеренным, целенаправленным и эффективным.
«Мы еще многого не знаем», — сказал Сэмюэл Ронфард, доцент Университета Торонто и заведующий лабораторией Детского обучения и развития (Child Learning and Development Lab). «Но ясно то, что дети не верят всему, что им говорят. Они думают о том, что им сказали, и если они настроены скептически, они ищут дополнительную информацию, которая могла бы подтвердить или опровергнуть это».
Leave a Comment
Your email address will not be published. Required fields are marked with *